Возрастные характеристики речевого развития детей
В каком возрасте следует показать ребенка логопеду? Что должно насторожить заботливого родителя в развитии речи ребенка?
Нередко на первый прием к логопеду приходят родители с детьми, которым уже 5-6, а то и 7-8 лет. Причиной обращения, как правило, является «плохая речь» ребенка, либо жалобы учителя на трудности формирования процессов письма и чтения. При этом, родителей больше всего беспокоит нарушение звукопроизношения и совсем не волнует состояние словарного запаса, навыков словообразования и словоизменения, грамматическое оформление речи. Часть родителей успокаивает себя тем, что «папа поздно заговорил», «у нас в группе есть дети, которые еще хуже говорят» и т.п. Однако, родители должны четко понимать, что речь ребенка развивается в соответствии с определенными возрастными нормами и стандартами. Конечно, встречаются исключения из правил, но откладывать консультацию логопеда до школы, как минимум, большая беспечность. Родителям необходимо знать, что хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Необходимо помочь ребенку преодолеть нарушения речи, т.к. они отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, речевых контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.
Позднее начало речи, отсутствие или замена речевого общения (указывающие жесты, речь малопонятная для окружающих и т.д.) должно серьезно обеспокоить родителей и послужить поводом для записи на консультацию к логопеду.
Возрастные нормы развития речи детей, приведенные ниже, помогут родителям адекватно оценить состояние речи ребенка и решить вопрос о необходимости консультации у логопеда.
3 года – возраст критический для диагностики состояния речи. К этому возрасту ребенок должен хорошо понимать обращенную речь, выполнять поручения. Слушать и понимать несложные сказки. От 2 до 3 лет ребенок делает колоссальный скачок в развитии словарного запаса (если в 2 года словарь ребенка составляет 200-300 слов, то к 3 годам уже более 1000 слов). Кроме существительных и глаголов в словаре появляются местоимения, наречия, прилагательные. В активной речи еще большое количество аграмматизмов. К простым предложениям добавляются сложные, за счет предлогов – чтобы, потому что. В речи появляются звуки [ф], [д], [т], [к], [г], [м], [н],[л], [с] и их мягкие пары.
К 4 годам – ребенок умеет здороваться, благодарить, называть по имени, договаривать стихи, пересказывать короткие сказки. Активный словарь состоит, примерно, из 2500 слов. Ребенок называет действие в процессе деятельности, качество предмета и материал из которого предмет сделан, названия домашних и диких животных, основные детали одежды, обуви, мебели и т.д., называет части тела и лица. Знает 2-3 дерева, растения, овощи, фрукты. Различает времена года, знает их признаки, части суток. Легко различает основные цвета, основные геометрические фигуры. Знает свою фамилию и имя, имена людей из ближайшего окружения. Учится отгадывать загадки. Общается с помощью простых предложений. Употребляет в речи сложные бессоюзные предложения. Владеет навыками словообразования (мяч - мячик). Правильно употребляет окончания существительных, прилагательных, глаголов. Четко произносит простые по артикуляции звуки. Допустимы замены свистящих, шипящих звуков, отсутствие или замена звуков [л], [р] и их мягких пар. Ребенок владеет своим голосом, т.е. может говорить тихо и громко. Может воспроизвести простой ритмический рисунок.
К 5 годам – ребенок владеет монологической речью. Умеет слушать, отвечать на вопросы по существу распространенными предложениями. Пересказывать сказки, составлять рассказы-описания, рассказы по сюжетной картинке и серии сюжетных картинок, рассказы из личного опыта. Словарный запас составляет, примерно, 3000 слов. Овладевает навыками словообразования и словоизменения. Появляется интерес к звуковому оформлению слова. Формируются навыки звукового анализа. Продолжается формирование грамматического строя. Допускается неверное употребление окончаний сложных предлогов, приставок, ошибки в согласовании слов в предложении. Ребенок четко произносит все звуки. Выделяет гласные звуки на слух. Активно использует интонацию при пересказе, рассказе. Умеет менять силу и высоту голоса.
К 6 годам – ребенок активно пользуется развернутой фразой, строит самостоятельно высказывания, связно рассказывает и пересказывает о происходящих событиях. Словарный запас стремительно накапливается и составляет, примерно, 4000 слов. Появляется большое количество прилагательных, наречий, причастий и деепричастий. Допустимы единичные ошибки в употреблении сложных слов (5 ухов, деревов…). Формирование звукопроизношения к этому возрасту должно быть полностью закончено. Формируются первоначальные навыки звукового анализа. Ребенок научается определять позицию звука в слове, выделяет слова в предложении. Формируются предпосылки для овладения грамотой. Заканчивается оформление интонационной стороны речи.
К 7 годам – хорошо развита фразовая речь. Умеет строить сложные фразы, пользоваться распространенными предложениями, связно, логично рассказывать и пересказывать, фантазировать, сочинять. Словарный запас во многом зависит от социальных условий. Допустимы отдельные нарушения в употреблении глагольных форм, несклоняемых существительных (например, пальто). Все звуки должны произноситься четко, без искажений. Ребенок должен хорошо различать звуки и выделять заданный звук в речевом потоке.
Уважаемые родители, если у вас возникли вопросы или вы поняли, что вашему ребенку необходима помощь логопеда не откладывайте на завтра, важно не опоздать. Да-да, в логопедии, как и в медицине, есть страшное слово «поздно». Необходимо вовремя начать систематические занятия с логопедом, поскольку с каждым уходящим годом коррекция дается все сложнее, для нее требуется больше времени и больше усилий ребенка.
Учитель-логопед высшей категории
Ю.С. Бородина